главная биография "бассейн" "самокат" "хран" "теплица" "Умелец 1" "Умелец 2" Легоход Поливалка Прайс - лист Гостевая О сайте

Легоход

      Идея создания такого транспортного средства возникла у меня еще в детстве, когда я впервые услышал сказку про Бабу-ягу. И вот только теперь, спустя много-много лет, удалось создать нечто подобное, только не летающее. Но даже этого достаточно, чтобы в полной мере почувствовать полную свободу, когда "летишь" верхом на этой "ступе" по дорогам или тротуарам, снежной целине или лыжне, по лесным дорожкам или тропинкам. Скажу только одно: что чувства страха нет ~ оно куда-то исчезает, а душу переполняет пьянящее ощущение полета. Причем настолько, что трудно сохранить холодную голову и управлять собой.
      Приводом этого транспортного средства, я называю его "легоходом", служит двухтактный двигатель бензопилы мощностью 5,2 кВт. Сама бензопила никаким серьезным переделкам не подвергается - с нее лишь сняты защитные щитки и привод цепи. Причем все это безо всякого ущерба и в любое время их можно вернуть на место. Конструктивно "лего-ход" состоит из силового агрегата с двигателем, редуктором, ведущими колесами и продольного толкающего бруса ("водила").
      Схема "посадки" ездока на "легоход" показана на рис. 1 и фото 2, Ездок садится верхом на продольный толкающий брус так, чтобы ноги оказались между задней (толкающей) и средней (упорной) перекладинами, и берет в руки переднюю перекладину - "руль", на который установлена мотоциклетная ручка газа.

      При езде по ровной площадке, имеющей покрытие с хорошим сцеплением, "садится" в полном смысле этого слова совсем не обязательно. Ехать можно почти стоя, слегка согнув ноги в коленях. На скользком участке, там где ведущие колеса начинают пробуксовывать, нужно положить среднюю перекладину на колени и присесть на заднюю (см. рис. 1). При этом вес G седока увеличивает силу Р прижима ведущих колес к дороге, сцепление с дорогой улучшается и возрастает "тяга" - так можно преодолеть довольно крутой заснеженный склон.
      На рис. 2 показана компоновка и габаритные размеры "легохода". Большая часть его деталей и элементов конструкции сделана из дубовых брусков и досок. В том числе и корпус силового агрегата, и все шкивы понижающего клино-ременного редуктора, и даже ведущие колеса.

      Понижающий редуктор - трехступенчатый (рис. 3), с передаточным отношением около 1:28 - (0270:070)х(0270:0100)х(0270:0100), Таким большим передаточное отношение пришлось сделать потому, что двигатель бензопилы развивает максимальную мощность при скорости вращения выходного вала больше 12000 об/мин.

      Три ступени редуктора размещены в корпусе силового агрегата (см. рис. 3 и фото 4). Он сконструирован таким образом, чтобы использовать три ремня одинакового профиля и длины (тип "Б", 1093 мм от автомобиля ЗИЛ-130). Кроме того, оба блока промежуточных шкивов (рис. 4 и фото 5) и выходной (ведомый) шкив, закрепленный на оси колес, имеют одинаковые размеры. Это позволяет осуществлять натяжение сразу двух ремней смещением оси только одного блока II (см. рис.3).

       Третий ремень, соединяющий шкив на выходном валу бензопилы с блоком I, натягивают смещением бензопилы вместе с верхней плитой силового агрегата. Оба устройства для натяжения ремней смонтированы на задней и боковых стенках силового агрегата. Устроены натяжные устройства принципиально одинаково - по две резьбовых шпильки М8х100 мм с гайками и контргайками (см. рис. 2).
      Корпус силового агрегата имеет прямоугольную форму и коробчатую конструкцию (рис. 2,3 и фото 3,4). Собран он из дубовых досок толщиной 30 мм и шириной 230 мм. Для установки оси ведущих колес в продольных боковых стенках корпуса высверлены гнезда 035х11 мм под подшипники № 62202. В качестве оси я использовал готовые резьбовые шпильки М 16 - их можно купить любой необходимой длины на любом строительном рынке. Под ось блока промежуточных шкивов (точно такую же резьбовую шпильку М16) отверстия в боковых стенках корпуса сделаны овальной формы, чтобы можно было натянуть приводные ремни. Все шкивы клиноременного редуктора выточены на токарном станке из дубовых плашек соответствующей толщины (см. рис. 4, 5). Оба блока промежуточных шкивов I и II (рис. 4 и фото 5) должны свободно вращаться на своих осях. Для этого в них высверливают гнезда 035х11 мм, в которые запрессовывают подшипники № 62202,
      Выходной (ведомый) шкив редуктора 0270 мм жестко фиксируют на оси ведущих колес парой гаек М16 с большими шайбами. Точно так же крепят на оси и оба колеса.
      Также жестко должен быть зафиксирован на выходном валу бензопилы и ведущий шкив(рис. 5). Его крепят стопорным шплинтом, в качестве которого используют саморез 03,5х65 мм, ввинченный в просверленное по месту отверстие.


      Ведущих шкивов желательно сделать 2 - 3 шт., отличающихся по диаметру на ±10 - 15%. Тогда их можно будет быстро менять в зависимости от веса "седока" и условий езды: для рыхлого снега - поставить ведущий шкив поменьше, а для ровного асфальта - побольше. Это поз волит более эффективно использовать мощность двигателя и получить большее удовольствие от езды.

      Чуть подробнее хочу остановиться на конструкции колес. Во всех предыдущих конструкциях нам приходилось использовать колеса либо сделанные в заводских условиях, либо купленные в магазине. И только для "ледохода" их удалось изготовить самим. Как оказалось, сделать колеса не так уж сложно. -
      Колес у "легохода" два комплекта:
"зимние" и "летние" (рис. 6). Для "летних" случайно удалось купить в одном из московских магазинов в районе метро "Сокольники" покрышки с камерами с внешним диаметром 370 и внутренним - 200 мм от неизвестного транспортного средства, скорее всего от садовой тележки, - на борту покрышки был указан типоразмер: 4,80х4,00/80. Диски под эти покрышки выточены на токарном станке из дуба. Состоят они из двух одинаковых половинок, свинченных само-резами. Это позволило избавиться от неприятной процедуры забортовки-раз-бортовки покрышек - нужно просто вывинтить саморезы. Под нипель камеры высверлены отверстия диаметром 35 мм - этого вполне достаточно, чтобы накачать шину.
      "Зимние" колеса также самодельные, целиком сделаны из дуба (рис. 6б). "Грунтозацепы" (траки) закреплены на центральном диске саморезами. Эта конструкция оказалась очень удачной - "легоход" с такими колесами отлично идет и по достаточно жесткому укатанному покрытию, и по целине с рыхлым снегом.

      Управлять "легоходом" очень просто. Роль руля выполняют ноги ездока, а сама техника езды и прохождения поворотов практически ничем не отличается от обычной для коньков или лыж. Для плавного поворота достаточно перенести центр тяжести на одну ногу, поворот покруче проходят переступанием или "плугом" (для лыж). Специальной тормозной системы у "легохода" тоже нет. Оказалось, что вполне можно обойтись и без нее. Благодаря большому передаточному отношению клиноременного редук" тора очень эффективно работает торможение двигателем. Достаточно просто сбросить газ - и "легоход" сам резко снижает скорость, притормаживая ездока почти до полной остановки. Ручка газа использована от мотоцикла "Пилот" без переделок. Она установлена на передней перекладине продольного толкающего бруса и соединена с кнопкой газа на ручке бензопилы тросиком от мотоцикла "Муравей". Эксцентриковый механизм управления кнопкой газа показан на рис. 7 - он точно такой же, как и на самокате (см, статью о нем в журнале "Делаем сами" № 4 за 2002г.),



      Вот, наверное, и все, что я хотел рассказать о нашем новом транспортном средстве. Необычно в нем все, а главное - ощущения, которые испытываешь при езде с ветерком. Описать их словами невозможно.

Copyright © 2002-2003 В. М. Легостаева All rights reserved.
По всем вопросам обращаться: legostaevstroy@mail.ru
www.legostaevstroy.narod.ru